Информация Управления Росреестра по Ярославской области:

Опрос:

Ваше мнение по установке контейнерных площадок у многоквартирных домов

Свои пожелания и предложения, с подписями жителей многоквартирного дома, с указанием улицы и номера дома о местах расположения контейнерной площадки присылать на электронную почту Администрации городского поселения Мышкин [email protected] , или приносить по адресу: г. Мышкин, ул. Карла Либкнехта, д.40 , в приемную главы городского поселения Мышкин

Архив опросов

Жизнь в событиях:

Все, чем запомнился этот месяц

 Внимание! С 03.04.2018 года запрещено  движение пешеходов по ледовому покрытию через р. Волга Информация для жителей города о правилах безопасного поведения, предупреждения травматизма сторонних лиц на объектах электроэнергетики   Подведены итоги конкурсов: Подведены итоги Конкурса На центральной площади города Мышкин установлена елка Подведены итоги Конкурсов Подведены итоги Конкурса Проект «Золотое цветочное кольцо» Самый благоустроенный населенный пункт Ярославской области

Фотоархив

Официальный сайт администрации
городского поселения Мышкин

Любые нормативные документы
вы сможете найти в файловом архиве



← назад

370 - летие пожарной охраны России



История развития пожарной охраны на территории Ярославской области

 

Пожарная служба Ярославской земли имеет богатую историю. С чего все начиналось? С Главного пожарного депо Ярославля, которое появилось в 1820 году на Семёновской площади (ныне Красной). Это было каменное двухэтажное здание с высокой деревянной каланчой и аркой с фасадной части. Все это здание занимали квартиры руководства пожарной команды: брандмейстера, механика паровой машины и мастерской, а также старшего служителя (унтер-офицера), который в отсутствие брандмейстера заменял его. Во дворе депо находились мастерская и кузница. В левой части здания располагались конные хода с двумя ручными насосами и бочками.

В июле 1909 года заложено и в 1911 году по проекту архитектора Григория Васильевича Саренко построено новое каменное здание Главного пожарного депо, обладающего большой архитектурной и градостроительной ценностью, представляющего образец стилевых изысканий в ярославской архитектуре начала ХХ века, в котором гармонично сочетаются приёмы модерна и неоклассицизма. Здание имело паровое отопление и электрическое освещение. Каланча, на которой находилась смотровая площадка, была сложена из кирпича. На первом ярусе находились помещения для пожарных бочек на конной тяге и для самих пожарных. Сейчас эти помещения используются по первому назначению, что является большой редкостью. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 здание включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В 1913 году в Ярославле побывал царь Николай II, во время своего посещения он подарил брандмейстеру городской пожарной команды Н.А. Маныгину и механику ярославского пожарного депо П. Смирнову золотые и серебряные часы с изображением Государственного герба.

Создателем в 1887 году в Ярославле Вольного пожарного  общества и его председателем был Иван Александрович Вахрамеев, самый богатый купец, меценат и  глава города Ярославля в 1881-1887 и 1897-1905 годы. К началу ХХ века город значительно увеличился, поэтому часть районов перестала быть видна с каланчи главного депо, что затрудняло работу по эффективному тушению пожаров. Появление в конце ХIХ века Вольно-пожарного общества частично позволило решить проблемы борьбы с огнём. Но оно не имело своего помещения. При участии Вахромеева были оперативно собраны деньги, и 28 августа 1904 г. в торжественной обстановке было заложено здание депо на Сенной площади (ныне площадь Труда), а 9 мая 1907 г. состоялось его торжественное открытие. Депо принадлежало вольно-пожарному обществу до 1918 г., после чего было передано профессиональной пожарной охране. Позднее в этом здании до 1971 года размещалась 2-я пожарная часть. В 1968 г. для СВПЧ-2 начинает строиться новое депо на 6 выездов на ул. Р. Люксенбург. В августе 1971 г. строительство депо было закончено. 25 августа часть с площади Труда передислоцирована в новое здание. До наших дней здание старого депо в первоначальном виде не сохранилось.

1 октября 1901 г. было открыто в Тверицах отделение ЯВПО. Пожарное депо в Тверицах существовало, но к началу ХХ века пришло в неисправное состояние. Оно насчитывало 14 служителей и 7 лошадей. В марте 1911 г. был окончательно утверждён проект строительства пожарного депо в Тверицах, а к лету 1912 г. здание построили. Фасады его были просты и выполнены из неоштукатуренного кирпича, впоследствии в нём располагалась ПЧ-4. В 1975 году было решено построить новую пожарную часть № 4, её строительство началось в 1976 году и закончилось в 1978 году, а 6 марта 1986 года был осуществлён переезд в новое здание. А здание бывшей пожарной части в Тверицах было реконструировано, и 17 апреля 2009 года открыта муниципальная пожарная часть № 103.

11 июля 1912 года на собрании пожарных обсуждался вопрос об открытии отдела ВПО за Которослью. В 1912 году Н.Д. Раевский отстроил заново пожарную каланчу для Закоторосльной части городской пожарной команды.  20 января 1913 г.  принято к сведению уведомление городской управы о желательности организации за Которослью отдела дружины. Пожарная дружина расположилась в одноэтажном кирпичном здании по адресу: ул. Большая Московская, д. 55. До 1956 года инспекции ГПН и военизированная пожарная команда существовали раздельно. 1956 год считается годом образования в Красноперекопском районе 3 самостоятельной военизированной пожарной части (инспекция объединяется с пожарной командой). Новое здание ПЧ-3 было построено в ноябре 1974 года на Силикатном шоссе, 18.

В связи со строительством крупных промышленных предприятий в Ярославской области создаются объектовые пожарные части, большинство из которых в 90-е годы прекратило своё существование или преобразовалось (в их числе ВПЧ-11 по охране завода СК-1 (ликвидирована), ППЧ-54 по охране судостроительного завода (оно возродилось как муниципальная пожарная часть № 101 по охране микрорайона Сокол), ППЧ-53 по охране Радиозавода (впоследствии как муниципальная ПЧ-31, потом федеральная ПЧ-31), ВПЧ-12 по охране шинного завода (сейчас федеральная ПЧ-12), ППЧ-65 по охране завода Топливной аппаратуры, ППЧ-62 по охране завода дизельной аппаратуры (сейчас эта часть относится к ОФПС-3), ППЧ-52 по охране Ляпинской ТЭЦ и Среднего посёлка (ликвидирована), ППЧ-55 по охране фабрики и посёлка «Парижская Коммуна» (сейчас  муниципальная пожарная часть № 102), ВПЧ-17 по охране завода «Лакокраска» (ликвидирована в 2002 г.), ППЧ-63 по охране моторного завода (в настоящее время относится к ОФПС-3), ВПЧ-23 по охране завода и посёлка «Резинотехника» (сейчас федеральная ПЧ-23).

С запуском первой очереди нефтеперерабатывающего завода в 1961 году была создана ПЧ-13. С развитием производства на территории завода строятся ПЧ-14 и ПЧ-15. Впоследствии в связи с взрывопожароопасной обстановкой были выстроены новые, более современные здания этих частей с большим количеством выездов пожарной техники. 

В 2006 году в Ярославле была открыта первая муниципальная пожарная часть № 101, позднее № 102,103,104 по охране прилегающих территорий. В 2009 году создаются малочисленные пожарные части № 84  в Ростовском районе и № 76 в Угличском районе.

Служба до революции 1917 года была односменной, пожарные днём и ночью были на службе, отлучаться с территории части без разрешения пожарные не имели права. Только поочерёдно 1 раз в неделю они могли уйти на 2-3 часа в баню. 1 раз в месяц получали увольнительную те, кто «не провинился». В 1923 году впервые за всю историю ярославской службы борьбы с огнём установлено трёхсменное дежурство, в начале 1993 года пожарная охрана переходит на четырёхсменное дежурство.

Оснащение пожарной техникой началось в 1922 г. Из автомобилей, найденных на свалке города, в мастерских были собраны и оборудованы под пожарные автомобили: 2 грузовика марки «Рено» и «Уайт» для доставки на пожар ручного насоса и цистерны с водой. В 1923 году появился первый настоящий пожарный автонасос марки «Фиат», тогда же была установлена прямая телефонная связь с крупными объектами города. И с этого года до 1929 происходит замена всей конной тяги на механическую. Таким образом, пожарная охрана была преобразована и переоснащена от ручного насоса до автонасоса и от лошади до автомобиля.

В 1929 году на Ярославской судоверфи построен пожарный катер «Полундра» с мощным насосом.

В настоящее время появилась такая современная пожарная техника, как водопенные мониторы, пеноподъёмники, новые пенные ходы, рукавные автомобили, автомобиль поисково-спасательный контейнерного типа, коленчатый подъёмник, автомобиль первой помощи, автомобиль аварийно-спасательный на базе ракетного тягача, автоцистерна «Ураган» и другая техника.

В 30-х годах на пожарные части была возложена обязанность не только тушить пожары, но и проводить профилактическую работу, в штат частей в 1935 году была введена должность инспектора по вопросам профилактики пожаров. Большое внимание в 30-е годы уделялось боевой, политической и общеобразовательной подготовке пожарных. Развивается физкультура и спорт.

В годы Великой Отечественной войны личный состав переводится на казарменное положение, к работе привлекается много женщин и людей пожилого возраста. В 1946 г. пожарная охрана военизируется – на пожарном появляется защитная армейская форма с погонами и знаками различия. Пожарная охрана это не только техника и пожарные депо, а люди, которые управляют механизмами, разрабатывают их, ежедневно рискуя жизнью, совершают подвиги.

Золотыми буквами в историю пожарной охраны Ярославской области внесено имя бедного крестьянина Ростовского уезда Ярославской губернии Василия Гавриловича Марина. Навестив родных, он вместе с братом в марте 1853 года отправился в Петербург. По дороге остановился в Москве, а в это время там горел Большой театр. Марин стал очевидцем того, как три плотника театра, спасаясь от огня, выскочили на крышу. Двое рабочих, прыгнув вниз, разбились на смерть, третий остался на крыше, где ему угрожала неминуемая гибель. Марин смог спасти погибающего. Царь Николай 1 высоко оценил подвиг бедного  крестьянина из Ярославской губернии Василия Гавриловича Марина, наградив его медалью «За спасение погибавших», Марину было вручено 150 рублей серебром, была опубликована статья в газете, выпущен праздничный подарочный платок, была поставлена на сцене Московского театра пьеса «Подвиг Марина».

Уроженцем Ярославского края был выдающийся русский механик, конструктор, судостроитель из города Углич Василий Иванович Калашников, который создал первый пожарный пароход «Князь Юрий».

В 1872 году в Ярославской городской пожарной команде служил топорником 19-летний В.А. Гиляровский - писатель и журналист, совершивший во время службы подвиг,  за который был награждён медалью «За спасение погибавших».

В 1873 г. уроженец Романово-Борисоглебского уезда Эксакустодиан Арсентьевич Тепен усовершенствовал пожарную паровую машину – насос, изобретя новый поршень, препятствующий ссыханию труб летом и замерзанию их зимой, а в августе 1875 года на берегу Волги у Семёновского спуска (ныне Красный съезд)  машина была испытана.

Интересен жизненный путь Александрова Василия Александровича, 1862 года рождения, Героя Труда, 55 лет проработавшего в городской пожарной команде и половину из них – каланчовым на пожарной каланче.  За исключительно честную и самоотверженную работу награждён нагрудным знаком народного комиссариата Внутренних дел РСФСР.

Немало в Ярославской области пожарных династий. Среди них самая многочисленная  династия Беловошиных, общий стаж которых в пожарной охране которых составляет более 200 лет. Такой же стаж имеет и династия Беловых-Боровковых-Елшиных. В различных подразделениях пожарной охраны Ярославской области служили и служат представители многочисленных династий Грибковых, Гогиных – Шумиловых, а династия Канащенко-Хитровых  имеет общий стаж службы в пожарной охране на настоящий момент 90 лет. Многие пожарные Ярославского гарнизона были награждены правительственными орденами и медалями, в том числе и посмертно.

Ежегодно весной проводится спортивное двоеборье: подъём по штурмовой лестнице и преодоление 100-метровой полосы с препятствиями, посвященное памяти погибших   второго февраля 1985 года при исполнении служебных обязанностей пожарных СВПЧ-3 Евгения Юрьевича Яковлева и Владимира Борисовича Тарасова. 

В настоящее время в области возрождается работа с детьми, создаются кадетские классы под кураторством работников пожарной охраны в целях оказания практической и методической помощи руководителям кадетских классов по организации дополнительных занятий, которые обучают детей навыкам работы с пожарным оборудованием. Ежегодно проводятся соревнования учащихся «Школа безопасности», полевых лагерей «Юный спасатель», соревнования по пожарно-прикладному спорту, конкурсы детского творчества и викторины на противопожарную тематику. В Ярославской области на базе 7 средних общеобразовательных учреждений создано и функционирует 22 кадетских класса «Юный спасатель-пожарный», на базе 8 общеобразовательных учреждений – 8 кружков «Юный спасатель», 1 кружок «Школа выживания». Классы появились в школах № 48, 68, 72, 76, 87 Ярославля и  школе № 26 г. Рыбинска и № 5 г. Углича. Традиционными становятся праздник «Посвящение в кадеты «Юный спасатель-пожарный» в преддверии Дня спасателя и подведение итогов конкурсов детского творчества в центре противопожарной пропаганды и общественных связей.

Также ежегодно Главным управлением МЧС России по Ярославской области проводятся конкурсы профессионального мастерства и спартакиады, чествования ветеранов Великой Отечественной войны, гражданской обороны и пожарной охраны.

В разные годы пожарная охрана являлась частью различных министерств (НКВД, министерства жилищно-коммунального хозяйства, МВД, и с 2003 года – МЧС), но, несмотря на это, она выполняла и выполняет функции по защите личности, имущества, общества, граждан и государства от пожаров. 


© 2009—2010, Администрация г. Мышкин.

Все права на материалы, находящиеся на сайте,
охраняются в соответствии с законодательством РФ
в том числе, об авторском праве и смежных правах.

152830, Ярославская область, г.Мышкин,
ул.Карла Либкнехта, д.40

Телефон: (48544) 2-27-09, (48544) 2-24-28
Электронная почта: [email protected]